Когда нужно начинать воспитывать малыша? Воспитание, обучение, активное развитие ребенка во всех отношениях должно быть начато с первых дней его жизни. Помните: ребенка, не слышащего в раннем возрасте человеческой речи, научить говорить впоследствии практически невозможно. Что считается главным в воспитании ребенка? Самым главным в воспитании ребенка раннего возраста является четкое выполнение правильного, физиологически обоснованного распорядка дня, своевременное удовлетворение в полной мере его физиологических потребностей. Формирование с пеленок правила, а затем и потребности жить по четкому распорядку имеет самостоятельное воспитательное значение. Что значит "сенсорное воспитание"? Сенсорный — означает относящийся к чувствам, ощущениям. Физиологию органов чувств принято называть сенсорной физиологией. Для нормального роста и формирования организма грудного ребенка и особенно для становления его психической деятельности органы чувств, даже будучи полноценно сформированными, нуждаются в дальнейшем развитии, совершенствовании, тренировке. Это и составляет суть сенсорного воспитания. Что нужно делать; чтобы ребенок всегда был спокоен? Всегда ребенок не может быть спокоен. Но чтобы он был максимальное количество времени доволен, хорошо придерживался режима, в процессе воспитания ребенка надо стремиться формировать у него устойчивое положительное эмоциональное состояние. Как бы предвкушая приятное общение, ребенок второго и особенно третьего месяца жизни реагирует на появившегося перед ним улыбающегося, разговаривающего человека эмоционально-двигательным оживлением. Это радостное состояние малыша сопровождается активными движениями рук, ног, туловища, благотворно воздействует на течение физиологических процессов, способствует формированию самостоятельных движений, голосовых реакций, повышает активность психической деятельности. Может ли болезненность ребенка отразиться на его воспитании? Нервно-психическое развитие грудного ребенка неразрывно связано с состоянием его здоровья и уровнем физического развития. Общеизвестно, что в здоровом теле — здоровый дух. Подвижный, физически развитый малыш легче приспосабливается к предлагаемому распорядку жизни, быстрее приобретает полезные навыки и привычки, он более воспитуем, нежели его ослабленный, болезненный сверстник. Нужно ли укачивать ребенка перед укладыванием? Нет, желательно, чтобы ребенок засыпал сам. Недопустимо, чтобы детей перед сном укачивали, носили на руках, дополнительно — вне режима — прикладывали к груди, применяли соску-пустышку и т. д. Здоровый, сытый, ухоженный ребенок при соблюдении указанных условий обычно легко усваивает привычку засыпать в определенное время без каких-либо ухищрений. Если режим сна выработать не удается, следует посоветоваться с педиатром. Вероятнее всего, врач обнаружит дефекты в уходе, а может быть, и недомогание малыша. Нужно ли на какое-то время оставлять ребенка одного? Да, здоровый, сытый ребенок должен некоторую часть периода бодрствования оставаться один. Это приучает его самостоятельно познавать окружающие предметы, проявлять интерес к игрушкам, предметам и смене обстановки. Нельзя мешать ребенку в этом процессе. Иначе он не выработает способности сосредоточиваться и быть независимым. Когда ребенок начинает фиксировать взгляд? Новорожденный видит с первого дня, но фиксировать взор на каком-либо конкретном предмете или человеке не способен. Обычно способность сосредоточить взгляд возникает в конце первого - начале второго месяца: ребенок может остановить взор на лице матери, яркой игрушке, проследить недолго глазами за двигающейся вещью. Когда ребенок начинает различать цвета? Цвет и форму предметов дети начинают различать приблизительно к четырем месяцам. Сколько игрушек требуется ребенку? Игрушек может быть немного, но они должны быть оригинальными, разными по назначению, окраске, форме, размерам, звучанию. Некоторые из них можно изъять из употребления, а затем вновь предложить малышу: если малыш их узнает — обрадуется, как старым знакомым, если нет — проявит интерес, как к новым. Главное, чтобы игрушки всегда были чистыми. Когда ребенок запоминает свое имя? Приблизительно к девятимесячному возрасту большинство детей, воспитывающихся в условиях активного речевого общения, знают свое имя.
Влияет ли тон разговора с ребенком на формирование у него характера? Да, очень влияет. Существует правило, по которому ласкать ребенка надо тогда, когда он хороший, а не тогда,, когда он плачет. Дети рано улавливают как похвалу, так и строгую укоряющую интонацию. Таким образом, тон разговора с ребенком — тоже воспитательный фактор. Когда ребенок начинает понимать речь взрослого? Уже с первых недель жизни ребенок хорошо различает интонацию голоса взрослого. А в шестимесячном возрасте ребенок уже умеет различать отдельные слова, например, поворачивает голову в сторону названного предмета. "Где котик?"— и головка ребенка крутится в сторону лежащего на траве кота. "Там мама?"— и ребенок улыбается, поворачивается лицом к маме. Поэтому трудно сказать, понимает ли ребенок абсолютно все, что ему сказано, но по интонации взрослого он безошибочно определяет отношение к нему родных. Мешают ли ребенку громкие звуки? В нынешнее время многие горе-воспитатели считают, что детей надо с рождения "не баловать" тишиной, приучать к "современному грохоту жизни". На самом же деле это насилие над очень слабой нервной системой малыша, оно создает почву для развития неврозов. Ребенок слышит с рождения, поэтому в момент засыпания и во время сна, независимо от возраста, ему нужна тишина. Как определить, что ребенок готов к смене режима? Критерием необходимости перевода ребенка на новый, более подходящий ему режим является его отношение ко сну. Если ребенок к моменту очередного приема пищи раз за разом не пробуждается, а уложенный в кровать для сна предпочитает бодрствовать, значит, он физиологически созрел для нового режима дня. Какие вредные привычки могут появиться у ребенка первых месяцев жизни? В первые месяцы жизни могут сформироваться и вредные привычки, например, такие, как сосание пальцев, пустышки или пеленки, потребность в укачивании или крик перед засыпанием и т. д. Как предотвратить у ребенка появление дурных привычек? Чтобы у ребенка не возникали плохие навыки, к ним надо — чего уж проще?— не приучать детей. Если мать не навяжет младенцу соску-пустышку, не будет убаюкивать или раскачивать его перед сном, то откуда взяться таким привычкам? Что делать, если отрицательная привычка все же появилась? Прежде всего надо организовать правильный распорядок дня, наладить питание, уход, установить с ребенком полноценное общение. Нередко этого бывает вполне достаточно, чтобы поведение нормализовалось. Одновременно следует попытаться как-то поломать складывающийся отрицательный условный рефлекс. Например, чтобы ребенок перестал сосать палец, можно временно частично ограничить движение руки либо придать пальцам с помощью пищевых продуктов горький, соленый привкус, всегда неприятный для детей этого возраста. Нужно ли запрещать ребенку прикасаться к предметам, которые ему трогать нельзя? Очень плохо, если ребенок, пытаясь удовлетворить свой интерес к окружающим предметам, будет наталкиваться на постоянные запреты: это может сделать его безынициативным и робким. Но отнюдь не лучше, если он совсем не будет знать запретов. Потакая каждой прихоти ребенка, вы вырастите его капризным, неспособным владеть своими чувствами. Когда ребенок начнет понимать слово "нельзя"? Седьмой месяц — время первых "военных действий" ребенка против родителей. Они заключаются в том, что ребенок настойчиво стремится добиться выполнения своего желания. Ребенок кричит (не плачет), требуя, чтобы взяли на руки, не хочет оставаться один в комнате. В его голосе появляются гневные нотки. Нельзя потакать во всем такому малышу. Именно в это время легче всего воспитать восприятие слова "нельзя". Ребенок может и не понять значения этого слова, но твердость интонации он улавливает мгновенно. Сколько горя в будущем приносит упущенное вовремя воспитание ограничения желаний! Что делать, чтобы ребенок научился понимать слова? Для того, чтобы в сознание ребенка "врезалось" данное слово или действие, нужно стараться четко его называть в то время, когда малыш смотрит на этот предмет или конкретное движение, выполняемое кем-то из родных, либо называть это движение. Когда ребенок произносит первые слова? Полугодовалый ребенок произносит отдельные слоги —"ма", "да", "ба". Но сознательно первые слова, обращенные непосредственно к родным людям, ребенок начинает произносить после девяти месяцев: "мама", "папа", "дай", "на", "дядя". Каков должен быть словарный запас у годовалого малыша? Обычно к концу первого года жизни ребенок осмысленно произносит три—пять слов, к концу второго года до 80—100, а иногда и до 200 слов. Что делать, если ребенок не говорит "дай-дай", а просто показывает на интересующий его предмет ручкой? Если малыш выражает свою просьбу только жестами, не спешите выполнять ее. Постарайтесь, чтобы он сначала выразил свое желание словами. Нормально ли, если ребенок в двухлетнем возрасте шепелявит? Во всяком случае не следует рассчитывать на то, что со временем у ребенка речь исправится сама по себе. Не теряйте времени — проверьте ребенка у логопеда, так как только специалист может дать правильное заключение, ответит на вопрос, нужны или нет ребенку логопедические занятия. Можно ли заниматься с ребенком вторым языком в двухлетнем возрасте? Обычно у малыша, хорошо говорящего на родном языке, нет никаких проблем с усвоением второго языка при общении, например, с бабушкой. Он вполне способен различать языки и знать, когда и каким языком пользоваться. Если же по какой-либо причине у ребенка задержка в развитии речи, то второй язык может только запутать его. Нормально ли для ребенка первого года жизни играть одному и не интересоваться другими детьми? Обычно дети до трех лет не умеют играть вместе. Для ребенка этого возраста самым главным лицом является его мать, всех остальных он признает "чужими". Чуть позже ребенок начнет интересоваться другими детьми. Что ребенок умеет сам? Ребенку, поступившему в ясельную группу, необходимы хотя бы минимальные навыки самостоятельности. Например, садиться на горшок. До года вы, конечно, будете сажать его сами, но лишь тогда, когда, по вашим наблюдениям, у него есть в этом потребность. Позаботьтесь о том, чтобы горшок не был холодным, слишком большим или слишком маленьким. Эта процедура не должна превращаться у ребенка в развлечение, как случается, если ему в такие моменты дают игрушки. Если сидение на горшке в течение 5—10 мин оказалось безрезультатным, надо малыша поднять, а через некоторое время повторить попытку. К году—полутора ребенок уже способен контролировать функцию кишечника, позднее у него появляется способность более или менее регулярно контролировать позывы к мочеиспусканию.
Учить малыша раздеваться и одеваться начинайте еще до года, пусть хотя бы в форме активного сотрудничества с вами ("Подыми ручки"! "Дай ножку!"). После года ребенок уже способен сам снимать с себя носки, шапку, колготки, трусики. После двух он может и одеваться: это ему будет легче сделать, если после раздевания одежда правильно уложена, вывернута на лицевую сторону, пряжки на туфельках расстегнуты. Но полностью раздеться и одеться ребенок способен лишь к трем годам. Очень важны навыки аккуратной еды, и прежде всего владения ложкой, умение сидеть за столом. До года мамы нередко кормят детей, держа их на руках. От этого тоже надо отказаться и кормить ребенка, усадив его на детский стульчик или за низенький столик. С какого возраста учить детей рисовать? Специалисты по дошкольному воспитанию советуют: когда ребенку пойдет второй год, гуляя с ним, дайте ему палочку, и покажите, как можно чертить ею линии на песке, на снегу. С карандашом его рука еще не справится, но дома он с интересом будет наблюдать, как что-то несложное рисует взрослый. Сам взяться за кисть (кисточкой и красками ребенку рисовать легче, чем карандашом) ребенок может на третьем году. К этому времени дайте ему и пластилин, а еще лучше — мягкую глину. "Зеркальное" письмо Ребенок, овладев грамотой, упорно пишет левой рукой и к тому же "наоборот", т. е. справа налево. Волноваться не надо: такие попытки "зеркального" письма нередко возникают у леворуких детей. Если вы будете мягко указывать ребенку на его ошибку, он быстро усвоит правильное направление письма. Но, приучая леворукого ребенка писать слева направо, не нужно приучать его брать карандаш обязательно в правую руку. Специалисты считают, что настойчивое переучивание может способствовать развитию невроза.
К вам пришли гости Можно ли сажать ребенка за общий стол? Хотелось бы сказать: нельзя. Но в реальной жизни не всегда удается отправить его в это время гулять или оставить под присмотром в другой комнате. Если кто-нибудь из гостей пришел с ребенком, можно накрыть маленький детский стол, поставив на него соответствующее возрасту угощение. Если нет, придется ненадолго посадить ребенка со взрослыми. И теперь все будет зависеть от того, как поведут себя они. Если малыш станет центром всеобщего внимания и ему со всех сторон начнут предлагать съесть одно или другое, убеждая протестующую маму в том, что "от одного кусочка ничего не будет", ребенок, конечно, и перевозбудится, и съест лишнее. Кстати, о деликатесах: красную и черную икру, например, детям, страдающим экссудативным диатезом, есть нельзя. Аллергические реакции у них могут вызвать и такие традиционные блюда праздничного стола, как красная рыба, различные маринады, салаты с крутыми яйцами, орехами, шоколадные конфеты. Небезобидны любимые детьми напитки — фанта и пепси-кола. Ребенку старше полутора лет из гастрономии можно предложить, пожалуй, ломтик постной ветчины или вареной колбасы, кусочек селедки. И уж если родители посадили его за общий стол, то надо сесть с ним рядом и последить за тем, что и сколько он ест, как себя ведет. Научите малыша пользоваться ложкой (с 11—12 месяцев), а затем и вилкой, аккуратно пить из чашки, вытирать рот салфеткой, говорить "спасибо", без разрешения не выходить из-за стола. Чему надо научиться до школы Как считают педагоги, самое важное — чтобы ребенок был достаточно самостоятельным: умел аккуратно и быстро одеваться и раздеваться (иначе унего будут трудности с переодеванием на уроках физкультуры), владел карандашом,ножницами, умел хоть немного рисовать, лепить, пользоваться клеем. Все это развивает точные движения кисти и поможет ему научиться хорошо писать. И, конечно, у ребенка должны быть выработаны первые навыки усидчивости, он должен знать, что такое дисциплина.
Нужна ласковая мама! Вполне спокойный ребенок начинает тут же капризничать, стоит только поволноваться его матери. Нервное напряжение матери может сопровождаться повышенным выбросом "гормона тревоги"— адреналина, что сказывается на составе молока. Но более вероятна другая причина: когда мать волнуется, ее поведение незаметно для нее самой меняется. Движения становятся более резкими, интонации менее нежными, выражение лица — менее приветливым. Ребенок, как он ни мал, замечает это и реагирует плачем. Малышу нужна ласковая мама! Агрессивное поведение Психологи считают, что в агрессивности ребенка чаще всего повинны родители, допустившие ошибки в его воспитании: когда еще младенцем, сидя на руках у матери, он хлопал ее по лицу или стаскивал с нее очки, все вокруг смеялись; ему позволяли рвать книги, бросать разные вещи. Агрессивное поведение иногда возникает, наоборот, как протест против слишком больших ограничений. Оно может свидетельствовать о повышенной нервной возбудимости ребенка. Как заставить ребенка слушаться? Простого, единого для всех случаев рецепта нет — ведь многое зависит и от характера ребенка, и от характера взрослых, которые общаются с ним, и от конкретной ситуации, и от того, в чем заключается требование, предъявляемое ребенку. Но вот что советовал А. С. Макаренко: 1. Распоряжение не должно отдаваться со злостью, с криком, с раздражением, но оно не должно быть похоже и на упрашивание. 2. Оно должно быть посильным для ребенка, не требовать от него слишком большого напряжения. 3. Оно должно быть разумным, т. е. не должно противоречить здравому смыслу. 4. Оно не должно противоречить распоряжению, данному ранее кем-либо из родителей, бабушкой или дедушкой. Вредно ли ребенку плакать? Сошлемся на мнение В. М. Бехтерева, считавшего, что "не только крик и оцепенение ребенка от испуга являются вредными для его физического и умственного развития, но даже продолжительный плач отражается неблагоприятно... на его психическом развитии". Конечно, это нельзя понимать буквально: поплакал ребенок, и уже его здоровье терпит ущерб. Но если он плачет часто и подолгу, то значит, либо он физически чувствует себя плохо, либо у него беспрерывно возникают отрицательные эмоции. Это, конечно, небезразлично для организма. Вывод: причину постоянного плача надо постараться выяснить и устранить. Если ребенок боится темноты Страх темноты свойствен многим детям. Если ребенок не хочет оставаться один в темной комнате, побудьте с ним, приласкайте, уговорите. Можно оставить открытой дверь в освещенную комнату или зажечь ночник. "Никогда не наказывайте за страх ребенка, не называйте "трусишкой". От ваших слов страх не пройдет. Он может уйти в глубину, спрятаться, и ребенок начнет скрывать свою боязнь",— пишет специалист в области детской психоневрологии А. И. Захаров. Рекомендуем прочесть его книгу "Как преодолеть страхи у детей". Сказки развивают фантазию Если ребенок, слушая "страшные" сказки, сильно пугается и волнуется, от таких сказок лучше отказаться. Если же воспринимает их с интересом и любопытством, нет оснований лишать его удовольствия. К тому же приключения злого волка, беспечных козлят, хитрой лисы, коварной Бабы Яги впервые знакомят ребенка с понятиями добра и зла, справедливости и несправедливости, обогащают его эмоции и фантазию. "Комплекс Золушки" Термином "Комплекс Золушки" врачи иногда обозначают особенности личности ребенка — робость, неуверенность, убеждение в том, что родители его не любят, что он им не нужен. Формирование таких качеств обычно связан® со слишком жестким стилем воспитания. Иногда этот комплекс возникает у ребенка после появления в семье младшего брата или сестры, особенно если родители, поглощенные заботами о малыше, начинают уделять старшему меньше внимания. Карманные деньги Общее мнение склоняется к тому, что ребенок школьного возраста может иметь карманные деньги, конечно, небольшие. Если он получил их за сдачу бутылок из-под молока, тем лучше, это ведь в какой-то мере "трудовые доходы". Расходовать эти деньги ребенок может на проезд в транспорте, на тетради, ручки и другие срочно понадобившиеся канцелярские принадлежности, на коллективные походы в кино, которые часто бывают в школе, и подобные экстренные нужды. Конечно, родители должны быть постоянно в курсе всех его расходов. И совсем неплохо знакомить школьника с бюджетом семьи, прививать ему умение экономить деньги, разумно их расходовать. Аквариум в комнате Можно ли держать в комнате, где спит ребенок, аквариум? Возражать приходится только в том случае, если ребенок склонен к аллергическим реакциям — сухой корм для рыбок (дафнии) — сильный аллерген.