В наше время существуют самые разные методики воспитания детей. Монтессори и Вальдорфские детские сады и школы, метод Зайцева, Щетинина, раннее развитие по Масару Ибука... Выбор за родителями. Однако когда-то методик и вовсе не было, дети росли без Спока и Ушинского. Как же воспитывали детей наши далекие предки? "Дай вам Бог, Иван Иванович, богатеть, а вам, Марья Петровна, спереди горбатеть" Также как и сейчас подгтовка к родам на Руси начиналась задолго до появления на свет малыша. Конечно, будующие мамы не читали тонны ученой литературы, не посещали и курсов по правильному питанию во время беременности, у наших предков были свои знания, ритуалы, призванные помочь женщине в родах. Так девушки еще во время беременности учились у повитух старинному наговору, который затем читали, поглаживая свои круглые животики. "От тебя, мой свет, моя капелька, я сама всяку беду отведу. Будет куполом тебе любовь моя, колыбелькою - все терпение, да молитвою - утешение. Жду тебя, мой свет, как земля зари, как трава росы, как цветы дождя". Звучание этих нежных слов не только благотворно влияло на ребенка, но и у матери создавало правильный настрой перед родами. У православных староверов существовал обычай подпоясываться поясом супруга днем, а ночью укрываться его зипуном или плащом, дабы "мужская сила" охраняла мать и ребенка во время сна. Роды происходили в воде в специальной купели из березы, которую помещали в хорошо истопленную баню, чтобы Священный Огонь и Банник всегда могли прийти ей и ребенку на помощь. В бане роженице расплетали волосы, по углам бани ставили раскрытые сундуки, как символ легких родов. Когда малыш рождался, пуповину ему перевязывали льняной нитью, сплетенной с волосами отца и матери. Перерезалась пуповина только после того, как малыша показывали восходящему солнцу, а делалось это для того, чтобы у младенца была долгая и светлая жизнь. Еще один интерсный обычай существовал на Руси. Беременную женщину водили в яблоневый сад и угощали яблоком. Согласно приметам, если беременная отведает яблоко с молодой яблони, дерево весь свой век будет богато плодоносить. От груди ребенка в Древней Руси отлучали не постепенно, а в один день. В этот же день было принято гадать о будущем малыша. Перед ребенком на полу раскладывали разные предметы: хлеб, веретено, деньги, ножик и смотрели, к чему потянется кроха. "Вся девичья краса - это гордость и коса" Девочек и мальчиков воспитывали по-разному. Мальчика - как будущего война, защитника и кормильца, а девочек, как будущих матерей, хранительниц домашнего очага. Детей одевали в рубахи, сшитые не из нового полотна, а обязательно из одежды родителей. Рубашка мальчику шилась из рубахи отца, а рубашка девочки - из рубахи матери. Считалось, что таким образом ребенок будет защищен обереговой родительской силой. Девочкам с малолетства волосы заплетали в одну трехлучевую косу, это символизировало объединение жизненных сил Миров Яви, Нави и Прави. Коса располагалась вдоль позвоночника и считалось, что все светлые Bceленские силы через волосы переходят в позвоночник и наполняют тело, Душу и Дух девушки особой жизненной силой, подготавливая ее к будущей Священной миссии материнства. Когда девушка выходила замуж, косу расплетали и заплетали уже две косы, ибо с этого времени она получала через волосы, собранные в косы, жизненные Вселенские силы не только для себя, но и для будущего peбенка. Древнерусские женщины, особенно из царских и княжеских семей знали "инемние" (иностранные) языки, азы геометрии, арифметики, астрономии, медицины. Воспитывая детей, они старались передавали им свои знания. Так, "до излиха вкусившей мудрости книжной" назвал летописец Ксению Юрьевну, дочь князя тарусского, мать и воспитательницу князя Михаила Тверского. Янка, или Анна Всеволодовна (XII век), княгиня киевская, обучала "младых девиц" "писанию, також и ремеслам, пению, швению и иным полезным им знаниям, да от юности навыкнут разумети трудолюбие". В старых сказках и былинах положительный герой всегда умен, воспитан и образован, а злодей, напротив, груб и невежествен. Даже при выборе невесты всегда отдавалось предпочтение более грамотной, чтобы она могла не только рожать детей и ухаживать за ними, но и дать им образование. "Добрый сын всему свету завидище" Семьи на Руси были большими, жили целыми родами. Иерархия отношений соблюдалась очень строго. Бесспорный авторитет отца был закреплен в сознании людей настолько, что считалось: если мужчина "не воспитывает" (то есть не порет) домочадцев, то он пренебрегает своими обязанностями и достоин всяческого осуждения. Детям предписывалось с благодарностью принимать наставления родителей и ни в коем случае не противиться им. Так, сын вообще не принимался отцом и другими взрослыми мужчинами как советчик, пока у него не появлялась борода. Тем не менее, особой гордостью для князей был обряд посажения сына на коня. Считалось, что его нужно совершить как можно раньше, в два-три года. Знатные отцы и их дружинники верили, что по поведению малыша, впервые оказавшегося в седле, можно судить о том, каким воином он вырастет. Юноши в 12 лет получали по два меча – это означало, что за 9 лет они должны в совершенстве овладеть боевыми приёмами владения мечами и стать воинами, защитниками своего рода. Русские пословицы, поговорки, и иные источники позволяют утверждать, что обучение, знание весьма ценились на Руси. "Учить - ум точить", "Ученье в детстве - как резьба по камню", "Гни деревце, пока гнется, учи дитятку, пока слушается". Археологами найдено множество берестяных грамот, на которых учились писать наши предки: дети тренировались изображать отдельные буквы, потом запоминали всю азбуку, затем они писали слова. Иногда родители чувствовали, что их ребенок очень талантлив и смышлен, и потому знаний, полученных в семье, ему явно недостаточно. Такого малыша отдавали в учение к человеку, владевшему книжной премудростью. Это своеобразное "высшее образование" от современного оно отличалось тем, что у наставника был только один ученик, а значит, все знания, весь свой опыт учитель стремился вложить в сознание одного человека. "Чем бы дитя ни тешилось, лишь бы не плакало" . Детские игрушки на Руси делали, как сейчас принято говорить из "высокоэкологичных материалов" - дерева, древесной коры, кожи, кости, глины, соломы... Мальчики играли с деревянными мечами, чему свидетельствуют раскопки. Длина целого деревянного меча из Старой Ладоги - около 60 см, ширина рукояти деревянных мечей - около 5-6 см, соответствующая ширине ладони ребенка в возрасте 6-10 лет. Детские игрушки-луки делали из орешника, можжевельника, дуба. Несколько детских игрушечных луков "недомерков" было найдено при раскопках в Новгороде. При раскопках древнерусских городов встречаются и игрушки-лошадки, вырезанные из дерева. Наиболее распространенными среди новгородских кукол - фигуры с плохо обработанным плоским деревянным туловом. На их лицах иногда изображали нос, глаза, рот. Ноги и руки у кукол отсутствуют. Из дерева же вырезали фигурки животных и птиц, в основном голубей и кур и крепили их на палки. В слоях домонгольского времени во многих древнерусских городах были найдены деревянные шары. Часть из них предназначалась для игры в шар-мазло, во время которой шары загоняли в лунку чем-то наподбие клюшек. Игра в шар-мазло была распространена и на Московской Руси в XVI в. Пословицы, да поговорки • Дети - благодать божья • Детушек воспитать - не курочек пересчитать (перещипать). • Дочерьми красуются, сыновьями в почете живут. • Дочь - чужое сокровище. Холь да корми, учи да стереги, да в люди отдай. • Засиженное яйцо всегда болтун (т. е. баловень). • Материнская молитва со дна моря-вынимает (достает). • Первый сын богу, второй царю, третий себе на пропитание • Дай бог вспоить, вскормить, на коня посадить (а если дочь, за пряслицу посадить). ОБСУДИТЬ НА ФОРУМЕ
|