Представляете, как было бы
удобно, если бы ваш ребенок всегда и во всем вас слушался! Если
бы он выполнял все предписанные правила и не отступал от намеченного
вами пути. Если бы не ходил бы по лужам, не рисовал на обоях, и не
прыгал по кровати. Здорово? Разве нет? Только представьте, что
бы вы думали, что бы чувствовали в таком случае...
Скорее всего, вы бы решили, что он
болел! А если бы оказалось, что он совершенно здоров? Какой бы «удобный»
ребенок получился, не правда ли?! Не капризный, не
озорной, не драчливый и …..не имеющий собственного мнения, не способный
постоять за себя, не умеющий исправлять ошибок и мирится с неудачами!
Предположим, в дальнейшем он даже смог бы прожить достаточно
благополучную жизнь, но вашу, а не свою!
Человек, не нарушающий правил, не способен создавать новое,
а значит, не способен к творчеству!
Чем, по-Вашему, творчество
отличается от ремесла? Именно созданием нового и уникального!
Львиная доля ныне великих ученых,
художников, музыкантов, политиков стали великими именно благодаря тому,
что в свое время не побоялись нарушить правила, выйти за грань
многолетних традиций и устоев. Ваш малыш – личность! Он в поиске! Он имеет право на пробы и ошибки!
Обычно с помощью шалости
маленькие дети пытаются, как бы испытать собственные силы.
Малыш проверяет, как он может повлиять на окружающий мир, как мир может
ему ответить. Этот процесс необходим ему для развития.
Иногда шалость может свидетельствовать о том,
что вы уделяете своему чаду недостаточно внимания.
Возможно, ему просто скучно и он уже
отчаялся добиваться вашего внимания «миром» и решил пойти «войной».
Помогите ребенку: научите его играть своим примером. Дав новую
игрушку, не спешите разворачиваться и идти заниматься своими делами.
Проведите несколько минут вместе с малышом, рассказав ему, какие сюжеты
он может придумать с новой игрушкой.
Поиграйте с ним какое-то время. Поняв,
что ребенок увлекся, разыгрался, можете спокойно приниматься за домашние
дела. Играть с ребенком вдвоем постоянно не обязательно, он должен
учиться играть как в компании, так и самостоятельно.
Еще может быть, что вы и вовсе
преувеличиваете, и ребенок не шалит, а ведет себя естественно для своего
возраста.
Некоторые мамы, особенно так называемые
«отличницы» во всем, стараются поддерживать в доме просто идеальную
чистоту и порядок. А уж в детской комнате, по их мнению, и подавно
должно быть стерильно.
Представьте картину: сверкающий пол,
игрушки, расставленные по полочкам, кроватка, аккуратно заправленная, и
посреди комнаты стоит ребенок в тщательно выстиранной и выглаженной
одежде.
Так начинается утро. И приятная мысль в
голове у мамы: «Какая я молодец, какой ухоженный у меня ребенок!» Осталось только сказать малышу «Не
двигайся!», а мгновенью «Остановись!»
Смешно,
не так ли?! И при этом еще ребенок, наверное, должен светиться от
радости, а желательно заразительно смеяться…., но только тихо и не
открывая рта
Напрашивается вывод: не
следует подменять потребности ребенка своими потребностями.
Ребенок - не деталь мозаики в вашей
идеальной жизни, его комната – не дополнительно пространство для вашего
изысканного интерьера.
Малышу должно быть комфортно в
детской! Это пространство его и он должен чувствовать себя в нем
уверенно!
Малыш разбил дорогую вазу, и вы с
чувством выполнения долга принялись ругать непоседу? Не спешите!
Подумайте, может, это не он виноват, что схватил, а вы, что не убрали?!
Чтобы не пришлось лишний раз говорить
«не трогай» постарайтесь организовать пространство, в котором находится
ребенок соответственным образом. Уберите из зоны его доступности
все предметы, которые не должны попасть малышу в руки.
Если вы боитесь, что непоседа сломает
дорогую игрушку или испачкает красивую фирменную одежду, не надо
покупать ему таких вещей, до того возраста пока он не начнет понимать их
ценность.
Это для вас одежда делится на дорогую и
красивую или дешевую и невзрачную. Для него пока есть только удобная и
неудобная!
Дети так устроены, что им просто
необходимо все потрогать, все попробовать, всюду влезть. А как иначе они
смогут познавать мир?! Лишние ограничения тормозят развитие,
познание окружающего мира, формируют неуверенность в себе.
Итак, мы выяснили, что шалости детям
нужны. Но это не значит, что надо впадать в крайность и позволять
ребенку делать все, что ему заблагорассудится.
Не забывайте, что в течение жизни ему
предстоит проводить время в обществе, а не только с собственной семьей.
Неумение соблюдать правила, действовать в рамках дозволенного могут
создать для него массу проблем.
Вряд ли малыш сможет понять, почему в
присутствии мамы можно делать те или иные вещи, а в присутствии Марьи
Ивановны нельзя. Да и вам не стоит забывать, что как бы сильно вы не
любили собственное чадо, но с окружающими надо считаться.
В детстве нравственные установки
вы закладываете на всю жизнь. Не думайте, что ребенок со
временем сам по себе начнет следовать правилам и слушаться старших.
Скорее всего, в дальнейшем контролировать его станет еще труднее.
К тому же помимо проблем с окружающими
излишняя любовь к шалостям может повлечь негативные последствия для
здоровья ребенка и даже для его жизни.
Запрещать ребенку что-то делать следует спокойным, но уверенным
тоном.
Воздержитесь от крика и раздражения. Помните: вы не в армии и
ваш ребенок не солдат. Не злоупотребляйте властью.
Ребенок должен уважать вас, но в тоже время чувствовать, что вы
уважаете его. Основывать воспитание на страхе - огромная ошибка.
Ребенок должен доверять вам иначе
эмоциональный контакт, столь важный для здоровых отношений в семье может
быть потерян.
Старайтесь постепенно объяснять малышу, что правила поведения его
«друзья» а не «враги». Что благодаря ним он сможет избежать многих
проблем, почувствовать себя увереннее в этом сложном мире.
Они помогут ему предвидеть, возможные
последствия тех или иных его действий и обезопасить себя. Представьте
для него правила как очередную возможность влиять на окружающий мир,
контролировать происходящее.
Если вы хотите, чтобы ваш ребенок
придерживался установленных вами ограничений, вы тоже должны их
придерживаться. Или объяснять почему, что-то можно «большим», но нельзя
«маленьким». Объяснять следует так, чтобы ребенок не воспринял это как
просто дискриминация по возрасту, а понял, что для запрета есть реальная
весомая причина.
Если ребенок слишком часто будет слышать
«нет», «нельзя», «не разрешаю» он растеряется и начинает думать, что
все делает плохо.
Если сегодня будет «можно», а завтра
«нельзя», ребенок правил не усвоит. Так как в таком случае конкретных
правил нет, а есть только настроение мамы, от которого зависит весь
окружающий мир.
Одно из важнейших условий
воспитания вашего малыша – ваша последовательность. Если вы
что-то разрешили делать ему вчера, не запрещайте это без причин сегодня.
Если сегодня вы вдруг решили, что погорячились вчера, дав добро на
какое-то действие, отвлеките ребенка, предложите альтернативную забаву.
Если он уже в состоянии понять причину запрета, объясните, но не
ругайте!
Не менее важно, чтобы правила,
установленные вами, подкреплялись и другими членами семьи.
Особенно если малыш попеременно находится то с вами, то к примеру с
бабушкой.
Также правила поведения и ограничения
должны соответствовать возрасту малыша. От трехлетнего малыша не разумно
требовать того, что разумно потребовать от пятилетнего.
Устанавливая правила и запреты,
делайте скидку на темперамент малыша, его характер. Если малыш
непоседа, соблюдать тишину для него гораздо сложнее, чем для его
флегматичного сверстника.
Отличный способ удержать
ребенка от излишнего баловства – профилактика. Пошалите вместе!
В разумных пределах это доставит
удовольствие не только ребенку, но и вам. Иногда малышу необходимо
сбросить остатки неизрасходованной за день энергии. Поэтому вечером он
вдруг начинает скакать как кузнечик по квартире и громко гоготать.
Поиграйте с малышом в догонялки или
прятки, устройте подушечные бои, побрызгайтесь в ванной, разрисуйте
старый журнал или прикрепите на стену ватман или кусок старых обоев, на
котором можно будет рисовать....пальцами! И оставлять отпечатки ладоней!
В этом вам помогут
специальные пальчиковые краски «Оранжевый
слон».
Создайте настоящее произведение из
отпечатков ладоней всей семьи: малыша, мамы, папы, бабушки, да хоть всех
кто приходит к вам в гости. Отпечатки можно подписать, будет настоящая
«аллея звезд»!
Дети просто обожают рисовать на стенах и
многие к ужасу мам выбирают в качестве холста обои в детской или
гостиной. Малыша можно понять, для его широкой фантазии альбомный лист
слишком узок. Не рискуйте всеми стенами сразу, отведите для рисования
специальное место, прикрепите бумагу и вперед! Как говорится, и волки
будут сыты, и овцы не пострадают.
Придумайте такой вид шалости, который
доставит ребенку удовольствие и наименьшие хлопоты вам.
Маленькие дети очень любят что-нибудь
рвать, мять, разбирать на кусочки – предложите малышу шариковый пластилин, который
в отличие от обыкновенного, знакомого нам с детства пластилина, не
прилипает к поверхностям, не оставляет следов и не пачкает рук.
Ребенку постарше можно
позволить разрисовать старую керамическую чашку с
помощью набора для росписи
по керамике или выцветшую папину майку с
помощью красок для ткани.
Фантазируйте! С детскими товарами для творчества и
развития ТМ «Оранжевый слон»
можно пошалить с пользой и удовольствием!
Вдоволь нашалившись, переедите к более
спокойным занятиям. Предложите ребенку почитать сказку, порисовать,
полепить, пойти на кухню выпить чаю или просто прилечь отдохнуть
немного.
Если ребенок никак не может угомониться,
погладьте его, приласкайте, постарайтесь переключить его внимание на
что-нибудь.
И помните: правилами вы ограждаете ребенка от
неприятностей, а не себя от ребенка!
|