Возможно вы уже отпраздновали ваш тридцатый, сороковой и далее дни рождения. Вы многое умеете, многое знаете. Вы знаете, что вещи и продукты покупают в супермаркетах, что в сутках 24 часа, Земля круглая, что ходить в гости без торта неприлично, что отдыхают в санаториях, а работают на работе. У вас за плечами опыт. Однако было время, когда жизнь ваша измерялась в месяцах, днях и даже в минутах. Каким вы были в полгода? Что умели тогда? Вставать на четвереньки, ползать, греметь мамиными кастрюлями, есть с ложки не промахиваясь, вы узнали, что вас зовут Саша, научились говорить "Мама" и еще много других не менее занимательных и странных вещей. Что еще умеет малыш в полгода? Согласно возрастным таблицам к этому так сказать жизненному рубежу он может: - поддерживать голову на одном уровне с телом, когда его пытаются посадить, - произносить некоторые гласные и согласные звуки или их сочетания, - переносить часть веса на ноги, если его держат в вертикальном положении, - тянуться за игрушкой, находящейся за пределами досягаемости, - перекладывать предметы из одной руки в другую, - искать упавший предмет, - подгребать к себе маленький предмет и зажимать его в кулачке, - поворачиваться в сторону голоса, - произносить различные сочетания гласных и согласных. Вот такой список достижений. Однако некоторые шестимесячники план перевыполняют и в свои юные годы, а вернее месяцы уже пробуют... рисовать! Кисточку конечно они еще держать не умеют, посему рисуют тем, что всегда при себе - пальцами, ладошками и даже ногами. В Европе занятия рисованием с грудниками практикуется более 20 лет. Существуют даже специализированные выставки детских работ. По мнению врачей просмотр подобных картин положительно влияет на эмоциональное состояние взрослых, искусствоведы же отмечают сходство детских художеств с полотнами импрессионистов. В России о подобных творческих экспериментах узнали сравнительно недавно, благодаря методике кандидата мед. наук, старшего научного сотрудника отдела детского питания ГУ НИИ питания РАМН Марии Владимировны Гмошинской. Для чего же нужно начинать рисовать так рано? Было отмечено, что дети, начавшие рисовать в грудном возрасте быстро взрослеют, становятся менее зависимыми от родителей. Процесс рисования способен сгладить стресс у ребенка, которого по каким-то причинам мать вынуждена отлучить от груди. Кроме того рисование осваивает и закрепляет связи между правым и левым полушарием, способствуют развитию речи и психики, а раннее знакомство с красками положительно влияет на цветовосприятие и память. Учителя рисования рассказывают, что некоторые дети боятся белого листа. Учителю приходится изображать какую-нибудь "загогулину" на листе, чтобы ребенок решился начать свой рисунок. С детьми, начавшими рисовать в районе года, боязни белого листа никогда не бывает. Что?Для занятий творчеством с малышом нам понадобятся специальные пальчиковые краски, которые не вызывают аллергии и не приносят вреда ребенку даже при случайном попадании в рот. Ребенок запускает пальчики в удобную баночку - и творит, делает отпечатки, ставит кляксы, самовыражается по полной. Хорошая альтернатива пальчиковым краскам краски естественные - отварная свекла, манка с добавением пищевого красителя, ягоды вишни или смородины, зелень. В качестве полотна используется ватман, большой размер бумаги – раздолье для малыша. Ребенку грудного возраста не достаточно размера листа А-4, так как мелкая моторика и координация движений еще не достаточно развита и ребенок начинат мазать краской все, что вокруг него - пол, стены, маму... Можно застелить весь пол вашей комнаты бумагой, тогда границами самовыражения будут только стены.
Для занятий желательно использовать одежду, не стесняющую движения ребенка и которую не жалко замарать. Головку юного художника нужно покрыть платочком. Где? Местом для детской студии может стать любая комната в с большим количеством дневного света и отсутствием ковров. Заниматься рисованием с грудничком желательно на полу - так у ребенка будет больше места для творчества и свободного передвижения. Перед началом занятий пол лучше застилить полиэтиленовой пленкой. Если возможности проведения занятий на полу нет, можно использовать маленькие стульчик и столик. Когда? Заниматься рисованием нужно днем, когда достаточно дневного света. Рисовать вечером не желательно, чаще всего ребенку уже достаточно впечатлений полученных за день. Творческое "пачкание" можно устраивать раз-два в неделю, лучше в первой половине дня, выбирая наиболее активное, позитивное состояние ребенка.Рисование в первой половине дня поможет уберечь кроху от информационной и эмоциональной перегрузок. Первые занятия, как правило, самые непродолжительные и будут длиться всего две-три минуты. При условии регулярных занятий к годовалому возрасту это время увеличивается в десять раз.
Очень важно в процессе рисования следить за реакцией, эмоциональным настроем и состоянием ребенка. Внезапное ухудшение настроения или попытки разбросать баночки с красками – сигнал к завершению занятия.
Как? Говорят дурной пример заразителен. Однако пример заразителен любой, будь он положительный или наоборот. Поэтому сажайте своего малыша на колени и начинайте рисовать сами. Окунаем палец в краску и делаем прямо на глазах у изумленной публики несколько мазков. Такой подготовительный этап занимает месяц. Затем, вы предоставляете малышу возможность попробовать это увлекательное занятие самому. Провели его рукой по бумаге, вытерли пальцы – полуминутная сессия рисования окончена. Для первых занятий достаточно использования двух цветов. Вода при рисовании не используется, так как маленький ребенок может ее разлить или даже выпить. В процессе рисования будьте терпеливы и занимайте скорее позицию наблюдателя, не нужно вмешиваться и показывать "как правильно". Очень важно поощрение деятельности ребенка со стороны взрослого и похвала. От эмоционального настроя взрослого во многом будет зависеть активность малыша. После того, как ребенок познакомился с красками, начните рисовать вместе, творческим дуэтом. Обычно малыш сам прикасается к краске, начинает медленно размазывать ее по бумаге, сжимает в кулачке, исследуя материал. Чаще всего в активную деятельность включаются лишь небольшая часть детей, начиная интенсивно размазывать краску по бумаге. У большинства же активные действия возникают на втором, третьем занятии и позднее.
С ростом ребенка меняется техника рисования, движения малыша приобретают более организованный характер. Как организующее начало выступает ритм. Многократно повторяющиеся хлопки ладошкой по краске, приходят на смену активному размазыванию, вызывающие еще больший восторг. Только спустя время ребенок обратит внимание на цветовые пятна – результат своей работы. Интерес к оставленному следу можно считать началом настоящей творческой деятельности. Работы грудничка не стоит подвергать тщательному психологическому анализу и судить о его характере. Несомненно, внутреннее состояние малыша влияет на выбор красок, но при оценке работ необходимо учитывать не только возраст ребенка, но и сколько времени малыш рисует красками, для того, чтобы оценить, мог ли он самостоятельно выбирать цвета, которые ему нужны в данный момент. Ребенок не зависимо от возраста, впервые увидев краску, вначале изучает ее качество, учится смешивать цвета, получая оттенки, а выражать свое внутреннее состояние с помощью цвета малыши могут только к полутора-двум годам, но это дети, которые прошли этап грудничкового рисования.
|